ГлавнаяИнтересно Дудук. Музыка души и сердца...

Дудук. Музыка души и сердца...

Дудук. Музыка души и сердца...

Армения - удивительная и душевная, древняя страна, уютно расположившаяся среди величественных высоких гор и красивейших равнин в Закавказье, посетив которую хотя бы раз, добрых впечатлений и волнительных воспоминаний останется на всю жизнь...

Армения известна миру своей историей и культурой, национальным колоритом и традициями, своими символами и достопримечательностями, многими полезными для всего мира достижениями людей из этой маленькой, но очень сильной страны...

Одним из знаменитых символов страны является музыкальный инструмент дудук или как называл его в своих трудах великий историк Мовсес Хоренаци - «циранапох», что в дословном переводе означает трубка из абрикосового дерева или «душа абрикосового дерева».

Неразделимы культурная жизнь Армении и армян по всему миру и музыка дудука...
Инструмент с душой... чье звучание выражает все душевные тонкости и переживания,
боль и радость сердец...

Выразительное звучание, словно голос к которому невозможно остаться равнодушным...
Непередаваемая атмосфера и душевное состояние...

В 2005 году музыка армянского дудука была признана шедевром Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Хор Вирап

 Немного про историю...

Дудук имеет многовековую историю и является одним из древнейших музыкальных инструментов - его музыка является неотъемлемой частью культурной жизни и общественной идентичности армянского народа, она также сопровождала все социально важные события в жизни армян, что неизменным осталось и по сей день.

На сегодня в научных кругах нет достоверно единого мнения по дате появления инструмента, однако никто и не оспаривает его древность. Достоверно также неизвестно и возникновение самого названия музыкального инструмента и вопреки мировой популярности, он мало изучен как с исторической точки зрения, так и с инструментоведческой, вдобавок о нем нет основательной исследовательской научной литературы. Однако, более подробно с научным подходом к вопросу инструмента «дудук» коснулся в своем автореферате Саркис Оганесян, опубликованном в мае 2012 года в Ереване.

Касаясь исторических аспектов известно, что похожие инструменты за пределами Армении существуют с X века - например в Японии, Корее, Китае, однако судя по художественным миниатюрам Средневековой эпохи, в это же время инструмент существовал и у армян.

Существуют разные мнения касательно исторических упоминаний.
Так, по одним источникам, некоторые исследователи утверждают, что дудук упоминается в письменах государства Урарту. По другим данным, его появление упоминается во времена правления царя Великой Армении Тигнрана II Великого (95-55 гг. до н.э.), а под названием «циранапох» он впервые упоминается в трудах великого историка Мовсеса Хоренаци в V в.

В соответствии с исследованиями этнического музыковеда доктора Джонатана Макколама,
дудук изображается и упоминается на многочисленных армянских рукописях Средневековья, символизируя армянскую национальную идентичность. Он также отмечает наиболее важное качество дудука, которое выражается в его отличительной способности выражать диалектику
и настроение армянского языка.

Исторически дудук был популярным инструментом не только в пределах Армянского нагорья,
но и в Персии, Ближнем Востоке, Малой Азии, Балканах, Кавказе...

Возможно, это связано с тем, что армяне проживали не только в пределах своего государства, но и упомянутых выше. Возможно, инструмент мог расширять свое присутствие в других регионах благодаря существующим в те времена торговым путям, часть которых проходила,
в том числе и через Армению.

Нужно упомянуть, что у многих народов имеются свои музыкальные инструменты в разной степени близкие дудуку по своей конструкции и звучанию.

Например, на Кавказе и в соседних республиках Закавказья - дудуки, балабан или иногда баламан, в Китае - гуань, в Корее - пири, в Японии – хитирики (хитширики), в Австрии и Германии - крумгорн, в России - дудка. Согласно исследованиям инструментоведа Курта Загза - они все относятся к гобоям цилиндрической конфигурации.

Дудук отдельно отмечают тем, что он очень близко находится к тембру человеческого голоса.
Одним из факторов обуславливающий данный тембр, является поверхность воздушного канала резонатора дудука, который обладает шероховатостью, обеспечивающий особую аэродинамику внутренней полости инструмента, благодаря чему возникает частичное поглощение звуковых волн и как следствие, тембр инструмента становится приглушенным и бархатистым, напоминающим приглушенный тембр человеческого голоса.

Достоверно говорить о происхождении музыкального инструмента опираясь на научные данные довольно сложно, поскольку как уже упоминалось ранее, основательных научных исследований на этот счет нет. Существуют различные гипотезы и версии о происхождении, но можно предположить, что непосредственный предок дудука был изготовлен из тростника, где роль тростей играла его верхняя сплющенная часть. Со временем, с появлением современных столярных инструментов стало возможным изготавливать резонатор дудука из абрикоса, сохранив из тростника лишь отъемную его мундштучную часть.

Касательно самого названия инструмента «дудук», также существуют различные гипотезы.
Например, есть предположение, что оно произошло или от артикуляционных звуков при игре - «ду», «фу», «туй» или от слова «дуд» или «дод», что на лорийском диалекте означает рот или челюсть, так же, как в немецком - «Mundstück» или в английском - «Мouthpiece» - то есть деталь духового инструмента вставляемая в рот.

По другой версии, название «дудук» инструмент получил за внешнее сходство с дудкой, русским народным музыкальным инструментом - название прижилось как в Армении, так и во всем мире.

Касаясь внешнего определения инструмента, то до 1920-х гг. дудук во всем Закавказье имел одну и ту же конструкцию. Однако известный дудукист Маргар Маргарян усовершенствовал входную часть дудука, придав ей коническую форму, чем облегчил настройку инструмента,
и что в свою очередь стало характерным отличием армянского дудука от остальных его разновидностей.

Следующим этапом в совершенствовании инструмента стало создание его вариаций низких тесситур. Большую роль в этом направлении сыграли выдающиеся инструменталисты Вардан Буни, Енок Кочаров и, в последнее время, Георгий Минасян.

Немного о технологии...

Дудук

По своей конструкции армянский дудук - это языковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью, представляет собой трубку с девятью игровыми отверстиями изготавливающийся из определенных сортов абрикосового дерева длиной от 28 до 40 см.

Однако есть и другие модификации инструмента с 12-14 игровыми отверстиями.

Для изготовления используют именно абрикосовую древесину, поскольку она отличается характерной способностью резонировать и отличается мягким, бархатистым звучанием, столь похожим на человеческий голос.

Еще с древности в Армении существует поверье, что инструмент будет звучать только тогда, когда он будет сделан самим музыкантом, чтобы дудук и душа исполнителя слились воедино...

В настоящее время не все дудукисты по разным причинам изготавливают сами себе инструмент. Однако и среди знаменитых варпетов есть те, которые продолжают придерживаться традиции.

Мастера-варпеты знают все нюансы это тонкого и благородного дела, и, не смотря на стандартизацию, у каждого мастера есть свои секреты, которые будут отличать и делать уникальным именно его инструмент.

Упоминая непосредственно технологию...

Традиционно мундштук инструмента изготавливается из камыша вида «Arundo donax»,
ему придают довольно сложный профиль - сверху плоский, плавно переходящий к центру
в цилиндр и сужающийся к концу конусом. На конус мундштука намотана нить, тем самым наматывая или отматывая которую можно настроить дудук - так регулируется глубина вставления мундштука в конус резонатора. Процесс изготовления мундштука требует мастерства и длится не менее недели.

Даже если резонатор дудука изготовлен на высшем уровне и без изъянов, инструмент не сможет показать все свои качества в полной мере без особой подгонки мундштука. Именно поэтому порой требования к изготовлению мундштука бывают значительно выше, чем к резонатору, поскольку от этого зависит и тембр, и стройность инструмента в целом.

Само же качество мундштука зависит от многих факторов - начиная от подбора сырья
и поддержания правильной технологии его изготовления и норм замачивания, до профилирования и закалки, от которой, кстати, будет зависеть его долговечность и прочность.

(Фото: barevarmenia.ru)

Абрикосовый сад

Непосредственно резонатор дудука изготавливается из абрикосового дерева, желательно дикого, для которого избирается западная или восточная часть древесины таким образом, чтобы в ней присутствовала ее северная - твердая и южная - пористая части. Это является важным параметром при отборке материала для изготовления, например, как кленовая или еловая деки для скрипок.

Далее после определенных норм заготовок и соответствующей сушки в будущем резонаторе проделывается воздушный канал, после чего заготовке придается форма цилиндра с утолщением в верхней его части, где каналу придается форма конуса с расширением к его верхней части.

Далее в заготовке высверливаются игровые отверстия. После изготовления резонатора его пропитывают крепким марганцовым раствором и после высыхания обильно смазывают маслом грецкого ореха для предохранения его от растрескивания и излишней гигроскопичности.

Как упоминалось ранее - в 1920-1930-x гг. армянский дудук был усовершенствован Варданом Георгиевичем Буни (Бунатян) (15 (27) февр. 1888 - 6 июня 1960).

В. Г. Буни является заслуженным деятелем искусств АрмССР (1952г). С 1901-1905гг., он учился композиции в Духовной академии у Комитаса, а с 1922-1924гг. в Ростове-на-Дону у Н. З. Хейфеца.
В период с 1909-1912гг. был преподавателем хора в приходских школах разных городов.
С 1905г. был дирижером и художественным руководителем национальных оркестров, как профессиональных, так и самодеятельных. С 1925г. реконструировал восточные инструменты,
а также создал ансамбли и оркестры разных составов, с которыми концертировал с 1930г.

Именно он, сохранив основу народного инструмента, создал три разновидности дудука разных регистров. Инструмент с более низким, баритоновым регистром получил название в честь своего создателя - «бунифон».

Раскрывая тему о неподражаемом звучании инструмента - оно образуется в результате вибраций двух тростниковых пластин и регулируется посредством давления воздуха на язычок инструмента, а также закрывания и открывания игровых отверстий. Трость же, как правило, снабжена колпачком и имеет регулятор тона для подстройки. С прижатием регулятора достигается повышение тона, при ослаблении - тон понижается.

В начале XX века дудук получил определение диатонического однооктавного инструмента.
Однако, несмотря на это, хроматические ноты достигаются при помощи частичного закрывания игровых отверстий, что позволяет исполнять музыку в разных тональностях.
Но нужно сказать, что суммарный диапазон вариаций инструмента составляет три октавы,
что позволяет значительно расширять репертуар.

Красочное музыкальное исполнение чаще всего происходит в паре - ведущий дудукист играет мелодию - основную тему, а второй, называемый «дамкаш», исполняя непрерывный, имеющий определенную высоту тонического фона, обеспечивает остинатное звучание главных ступеней лада.
В таком исполнении музыка раскрывает и дарит ощущение умиротворенности, высокой духовности... Музыкант дамкаш достигает подобного звучания при помощи сложной техники непрерывного дыхания.

Обычно дудукисты во время своего обучения также занимаются игрой на двух других духовых инструментах - зурне и шви. При исполнении танцевальной музыки дудуку иногда аккомпанирует ударный инструмент - дхол.

Репертуар...

Дудук широко используется в оркестрах народных инструментов.
Репертуар исполняемых на нем произведений велик - от простых сольных наигрышей
до ансамблевых произведений - вплоть до внедрения его в партитуры произведений профессиональных композиторов. Во многом это предопределила и сама конструкция инструмента.

Дудук передает своей палитрой множество насыщенных оттенков настроения и эмоций человеческой души.

Монастырь Гегард

 

С большим теплом слушатели воспринимают исполняемые на нем народные произведения - Саят-Новы, Дживани, Шерам, Шаген...

...великолепное исполнение духовных песнопений, таких как «Հաւուն-հաւուն» («Havun-havun») Григора Нарекаци, «Առաւոտ լուսո» («Aravot luso») Нерсеса Шнорали...

 

 Инструмент является неотъемлемой частью при исполнении народных танцев, например: «Кочари», «Шалахо», «Таракяма», «Узундара» и многих других, а также во время свадеб и торжеств.

Великолепное исполнение ансамблевой музыки в традиционной паре - «соло» и «дам»,
или вариации с применениями ударных инструментов, а также участие в больших народных инструментальных ансамблях в составе духовой группы, участие в хоровых пениях...

Роскошь звучания однородных многоголосных ансамблей, исполняющие не только традиционную форму, но и многоголосную музыку. К примеру, для создания репертуара полифоническому ансамблю дудуков, в свое время которого еще не существовало, в 1981г. один из музыкантов под руководством профессора ЕГК им. Комитаса Р.А. Атаяна, совместно выбрали трехголосные хоровые обработки Комитаса, а затем для созданного в этом же году экспериментального ансамбля дудукистов, специально написали полифоническое произведение в жанре народной музыки. Продемонстрированный на одном из заседаний кафедры народных инструментов опыт был воспринят положительно, при этом была отмечена специфичность тембра ансамбля, который был по своим параметрам близок к трехголосному хору.

Если говорить о развитии репертуара для дудука в XX веке, то прослеживается положительная динамика в развитии и написании произведений и включений в симфонические оркестры, например, «Концерт для дудука с оркестром Ю. Геворкяна» или «Третья симфония А. Тертеряна» и множество других...

Также можно вспомнить уникальное событие в истории российской оперы, состоявшееся с 18-22 февраля 2015 года. В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялась премьера оперы «Хованщина», в которой звучал ансамбль армянских народных инструментов во главе с дудуком в исполнении Оганеса Казаряна.

Нужно добавить, что голос дудука, как и многие другие музыкальные инструменты, так или иначе не ограничен в жанрах исполнения, и встречается в таких направлениях как: джаз, блюз, рок, поп-музыка, рок-н-ролл...

Звучание...

Как уже упоминалось, исполнение на инструменте может быть в различных тональностях.

Дудук обладает невероятно теплым и мягким, немного приглушенным звучанием с роскошным бархатистым тембром. Его отличает эмоциональная выразительность и лиричность с проникновенной глубиной, а при исполнении музыки в паре с дам дудуком возникает непередаваемое чувство покоя и умиротворенности, высокого духовного начала.

Слушая дудук невозможно остаться равнодушным к его мягкому и теплому, столь похожему на человеческий голос зову, так тонко и так точно передающего душевные переживания и переливы настроения, человеческой скорби, или же, тихой радости...

Дудук - музыка души и сердца.

Считается, что ни один музыкальный инструмент не может выразить душу армянского народа как дудук.

Если же говорить про звукоряд инструмента, то в нем заключаются свои особенности связанные с 8 ладами армянской монодии, а именно их темперацией, однако при изготовлении дудука мастера стараются настраивать лад таким образом, чтобы он был близок к равномерному темперированному строю чтобы исключить лишние микропозиций и фальши, которые могут усложнять игру.

Тем не менее, независимо от транспозиции инструмент настраивается на дорийскую гамму «соль»,
а сама транспозиция связанна сего аппликатурой. Последняя обусловлена формой инструмента и состоит таким образом, что 5,4,3 и 2 пальцы правой руки ложатся на нижнюю четверку игровых отверстий, а те же пальцы левой руки - на верхнюю. Большой палец правой руки исполнителя служит упором, а левой руки - закрывает верхнее тыльное отверстие. При необходимости, нижнее тыльное отверстие закрывается или клапаном, или прижимается к груди исполнителя.

Говоря о единой и стройной системе транспозиции инструмента, нужно упомянуть, что до второй половины XX века ее не существовало - мастера играли на слух или подводили дудук под транспозицию «до», и как следствие, это могло приводить к нарушению целостности аппликатуры.

С дальнейшим историческим развитием школы игры на инструменте, в Закавказье было принято решение о том, что ноте «до» будет присвоена позиция, при которой 6 пальцев исполнителя будут закрывать 6 верхних лицевых игровых отверстий при закрытом верхнем тыльном не зависимо от их реального звучания.

Таким образом, возникли основные транспозиции дудука со значениями:

«in C» - До
«in D» - Ре
«in F» - Фа
«in A» - Ля
«in H» - Си

Такая система твердо завоевала и закрепила свое место в народной музыке Закавказья.
Однако существуют и дополнительные вариации в виде:

«in G» - Соль
«in B» - Си бемоль

Нужно сказать, что в своей конструкции дудук не имеет игровых клапанов (за исключением некоторых современных разновидностей), их роль исполняют пальцы музыканта, что также позволяет исполнителю варьировать каждый полутон, каждую долю, что в свою очередь позволяет исполнять произведения с широкой гаммой оттенков и переходами от тона к тону вплоть до глиссандо.

И, безусловно, игра на этом инструменте требует не только долгих лет разучивания материала, обучения техники, сольфеджио, музыкальной литературы для погружения в музыкальный мир, но и обучения сложной дыхательной техники.

Одной из методик обучения, которой пользуются будущие дудукисты, была известна еще в Древнем Египте - в наполненный водой стакан они вдувают через тонкую соломину воздух таким образом, чтобы при очередном вдохе воздух продолжал бы поступать в стакан из щек.
Вода в стакане при этом ни на минуту не должна прекращать пузыриться.

Сегодня существуют множество различных методик и дыхательных упражнений, и только после освоения техники дыхания начинается обучение игры на инструменте.

Исполнение...

Раскрывая тему инструмента, его особенностей и звучания, сложности исполнения,
нельзя не упомянуть исполнителей.

Нужно сказать, что как в Армении, так и среди армян, которые живут за пределами своей исторической родины, есть много известных и легендарных дудукистов, которые внесли свой исторический и культурный, неоценимый вклад, например Ваче Овсепян - его великолепным исполнением восхищался весь мир, он по праву считается одним из величайших дудукистов XX века.

Однажды известный писатель Уильям Сароян, слушая Ваче Овсепяна, сказал:

«Твоя игра это молитва, молитва армян»

Конечно, это известные дудукисты Людвиг Гарибян, Дживан Гаспарян-младший (внук),
Геворг Дабагян, Сергей Карапетян, Ованес Касьян...

Одним из известных на весь мир исполнителей современности на дудуке является музыкант и композитор, живая легенда Дживан Арамаисович Гаспарян (12 октября 1928).
Народный артист Армянской ССР (1978г).
Профессор Ереванской Государственной Консерватории им. Комитаса.
Обладатель четырех золотых медалей ЮНЕСКО: 1959, 1962, 1973, 1980 годов.
Награжден Орденом Святого Месропа Маштоца, Орденом «За заслуги перед Отечеством»
1 степени, Медалью «За трудовое отличие», является почетным гражданином Еревана.

Работая в США с конца 1980-х, он написал музыкальную тему на дудуке для кинокартины «Последнее искушение Христа», а позже для картины «Гладиатор» - фильм получил награду «Золотой глобус» за лучший саундтрек в 2001г. и это далеко не единственные фильмы,
где звучит дудук в исполнении Дживана Гаспаряна.

В 2002г. маэстро получил награду WOMEX «За заслуги перед музыкальным искусством».
Множество раз он гастролировал по всему миру с ансамблем, исполняя армянскую народную музыку.
Работал со многими музыкантами, включая таких, как Серж Танкян, Андреас Волленвейдер, Лайонел Ричи, Питер Гэбриел, Ханс Циммер, Брайан Мэй, Борис Гребенщиков, Ирина Аллегрова, Владимир Пресняков, Роман Мирошниченко, Игорь Крутой, Майкл Брук, Дерек Шериньян...
29 апреля 2011 года принял участие в концерте «Три легенды в Кремле», где играл с Президентским оркестром России и мужским хором Московского Сретенского монастыря.

«Вдохновение приходит от любви к своему делу. Я не могу жить без дудука. Достиг всемирного успеха - и все равно каждый день играю по несколько часов, работаю над новыми звуками. Музыка и есть моя жизнь»
Дживан Гаспарян

Говоря о мировой популяризации музыки дудука посредством кинематографии, нужно сказать, что впервые в кино инструмент был использован в фильме «Пэпо», в котором звучит музыка Арама Хачатуряна, а намеренно искаженную партию дудука для сцены «Плач Кекел» была исполнена дудукистом Маргаром Маргаряном (1935).

Первый фильм с мировым именем, в котором прозвучал дудук, который уже упоминался,
стал «Последнее искушение Христа», а затем последовали многие другие фильмы и телесериалы.
Например, дудук можно услышать в фильмах: «Майриг», «Арарат», «Аватар», «Халк», «Александр», «Страсти Христовы», «Код да Винчи», «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф», «Пираты Карибского моря: На краю света», «Зена - королева воинов», «Пепел и снег», «Дом. История путешествия», «Онегин», «Игра Престолов» (тема Дэйнерис) и многих других...

Дудук также можно услышать во многих музыкальных темах сериалов, во многих конкурсных произведениях, в том числе телевизионных, а также многих современных компьютерных играх.

Возвращаясь к репертуару и упоминая одни из лучших композиций на дудуке, вспоминаются «Dle Yaman», «Krunk» Комитаса, «Ov sirun sirun» слова Левона Мириджаняна, «Yeraz» на слова Оганеса Шираза, «Siretsi yaris taran», «Machkhal» слова Аветика Исаакяна, «Indz mi hndrir» композитора А. Маиляна, «Mi lacacni» композитора и дудукиста Ваче Овсепяна, «Overn inkan» и это лишь самая малая часть того, что можно перечислить...

Каждая композиция являет собой целую историю...

К примеру «Dle Yaman» - это боль и крик страшного горя - 24 апреля 1915 года, геноцида армян.
«Krunk», что переводится как «Журавль» продолжает рассказывать эту трагическую историю...
...«Ov sirun sirun», что не дословно переводится как «О, моя краса», повествует нам историю
о безответной любви молодого человека к очень красивой девушке, которая так и не сумела оценить всю глубину его обращенных к ней чувств...

Это композиции о горе, боли, печали, о первой любви, о безответной, о тоске...

Музыка дудука также используется в других популярных композициях, в том числе современных, например: «Jenny Wren» by Paul McCartney, «Come Talk to Me» by Peter Gabriel, «Science» и «Arto» (Hidden Track) by System of a Down, «All That I Am» by Rob Thomas и многих других.

Дудук - музыка из глубин души, музыка сердца, музыка настроения, являясь самостоятельным произведением или частью, сольным рассказом или общей историей... это музыка пронизана
и пропитана историей людей, это музыка жизни...

В честь...

В Москве на Щемиловском переулке 18, рядом с Духовно-просветительским центром Армянской Апостольской Церкви, в 2006г. был установлен памятник из бронзы «Песня Родины» армянскому дудуку, символизирующий неразрывность поколений и верность национальным традициям.
Авторами великолепной работы, в которой столько вложено души, были народный художник России и Украины, заслуженный художник Армении, лауреат Ленинской премии Согоян Фридрих Мкртичевич с сыновьями Ваге и Микаэлем.

Подводя к завершению, нужно отметить, что историю про дудук нельзя закончить, как и не заканчиваются истории рассказанные инструментом и сколько еще не рассказанных... но можно вспомнить одну легенду, которая поставит запятую...

Легенда о дудуке...

Абрикосовая ветвь

Как-то, пролетая над горами, Юный Ветер увидел прекрасное дерево, которого раньше нигде не встречал. Он был очарован. Перебирая лепестки его нежных цветов, слегка касаясь зазубрин листьев, он извлекал удивительные мелодии, звуки которых разносились далеко вокруг.

Верховный ветер

Когда Верховному Ветру донесли об этом, он обрушил свой гнев на горы, уничтожив почти всю растительность... 

Юный Ветер, раскинувшись шатром над своим деревом, изо всех сил пытался его спасти.
Более того, объявил, что готов ради этого на любые жертвы.

И тогда Владыка Ветров ответил ему:
«Что ж, оставайся! Но отныне ты никогда больше не сможешь летать!»

Счастливый Ветерок хотел сложить свои крылья, но повелитель остановил его:
«Нет, это слишком легко. Крылья останутся с тобой. В любой момент ты сможешь взлететь.
Но как только сделаешь это, дерево погибнет».

Юный Ветер не смутился, ведь и крылья остались при нем, и он - при дереве.
Все бы хорошо, но когда наступила осень, дерево оголилось, и не стало, ни цветов, ни листьев, которыми можно было забавляться. Юный Ветер испытал страшную тоску.

Вокруг носились его собратья, срывая последние листья с окрестных деревьев. Наполняя горы победным воем, они словно приглашали его в свой хоровод...

И однажды, не выдержав, он присоединился к ним. В то же мгновение дерево погибло...

Осталась только веточка, в которой запуталась частица ветра.
Через какое-то время мальчик, собиравший хворост, нашел ее и смастерил дудочку, которая, стоило поднести ее к губам, словно сама играла грустную мелодию расставания...

Потому что главное в любви - это не готовность навсегда отказаться от чего-то, потеряв возможность получить желаемое, а способность не делать чего-то, имея такую возможность.

 

Источники:
1) Национальная академия наук Республики Армения. Институт Искусств. Оганесян Саркис Эмильевич. Армянский народный духовой инструмент – дудук. Автореферат. Диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.02. «Музыкальное искусство». Ереван 2012г.
2) https://ru.wikipedia.org/wiki/Дудук
3) https://en.wikipedia.org/wiki/Duduk#History
4) Цитата Дживана Гаспаряна из интервью порталу Культура.рф
5) Открытые источники глобальной сети «Интернет»

Комментарии

Комментариев пока нет

*Подтвердите, что Вы не робот:
Loading ...